RSS

Уроки реставрации

13:07 28.02.2017

приг.бил.-2.jpg

На выставке «Уроки реставрации» в выставочном зале ГосНИИР в Доме Палибина впервые будут показаны работы учащихся Колледжа «26 КАДР» по основным направлениям реставрационного отделения : реставрация камня, лепнины, деревянного зодчества, мебели и живописи. По сложившейся традиции ГосНИИР оказывает методическую, консультационную и наставническую помощь колледжу в воспитании новых специалистов. Сотрудники Института участвуют в работе реставрационных советов училища. Само их присутствие вдохновляет студентов, заставляет их глубже вникать в основы реставрации как науки. Такое же значение для студентов имеет возможность показать свои работы в стенах выставочного зала ГосНИИР.

Специалистами Института была оказана консультативная и методическая помощь Колледжу по реставрации белокаменных плит XVII века.

Белокаменные мастерские появились в Колледже недавно, и сразу студенты стали работать над интереснейшим заданием – реставрацией плиты XVII века. Фрагменты надгробной плиты Томаса Келлермана были случайно обнаружены бдительными горожанами вблизи строительной площадки на Хованской улице. Как удалось установить совместно со специалистами ГосНИИР и Института археологии РАН, надгробие принадлежит младенцу, сыну Томаса Келлермана, род которого известен по источникам с 1610 года. Его представители и в том числе отец погребенного младенца, были торговцами, которые также выполняли роль переводчиков и дипломатов при Московском дворе. Пространная надпись содержит стихотворное благопожелание, заимствованное из проповеди Мартина Хиллера - пастора города Райхенбах, нижняя Селезия. Текст был опубликован в 1625 году. Надгробие датируется 1653 годом. Департамент культурного наследия г. Москвы принял решение о передаче этой находки в реставрацию студентам Колледжа «26 кадр». Одновременно при содействии Департамента культурного наследия к работе были привлечены специалисты ГосНИИР, на которых была возложена обязанность по осуществлению научно-методического руководства работой. Начало реставрации плиты Келлермана привело также к заключению договора о сотрудничестве между Колледжем и ГосНИИР.

После реставрации памятник, свидетельствующий о тесных связях России с Западной Европой еще в допетровские времена, занял свое место в Музее Москвы. На выставке будет показана фотодокументация о реставрации этого памятника.

Позднее в мастерские поступили два закладных надгробия из Златоустовского монастыря, ныне разрушенного. Оба камня будут представлены на выставке. Они рассказывают о еще одной странице русской истории – Сибирском ханстве и потомках князя Кучума.

Надгробия обнаружены в 2011 г. и относятся, одно, к началу XVII века и, второе, к границе XVII – XVIII веков. Несмотря на плохую сохранность памяьников, надписи удалось прочитать практически полностью.

Как следует из текста первого камня, здесь были похоронены умершие в разное время два сына князя Абдул-Хаира, который первым из Кучумовичей принял крещение (1599 г.) и получил имя Андрея (возможно, в честь апостола Андрея Первозванного). К более позднему времени относится еще одно закладное надгробие возможного потомка хана Кучума. Это камень с захоронения малолетнего князя Ивана, чей отец, Юрий Яковлевич Хилков (1661–1729 гг.), происходил из древнего княжеского рода и в конце своей жизни занимал пост губернатора Новгородской губернии. Вторым браком он был женат на Домне Васильевне Касимовской – правнучке еще одного сына хана Кучума – последнего сибирского царя Али.

Уже более 50 лет Колледж известен подготовкой реставраторов деревянного зодчества. Его выпускники реставрируют в Кижах и рубят храмы на Дальнем Востоке. Но изучение особенностей конструктива и стилевых решений удобно осваивать на макетах. Те же венцы и откосы, соединение в обло и «курицы», только в масштабе, и уже готова изба, копия традиционной северной курной избы или храм, копия шатрового восьмерика с прирубами.

На выставке представлены также два кресла XIX века , как пример работы студентов-реставраторов. Кресла поступили в реставрацию рассохшимися, с разломанными соединениями и каркасом, утратами декора, провисшими плетениями сидений. А ведь за каждым история жизни разных сословий XIX века. Березовое кресло с бархатным сидением принадлежало зажиточному купеческому семейству; кресло из красного дерева, скорее всего находилось в интерьере дворянского дома.

«Невозможно отреставрировать объект, не вдаваясь в его историю и не копаясь в истории стилей и эпох. Мы стараемся учить наших студентов этому, » - говорит мастер-реставратор мебели Валерий Никуленков.

Отреставрированные живописные полотна относятся уже к более близкому нам времени. Их автор, Ной Нестерович Геденидзе (1914-2002), неоцененный при жизни своеобразный художник советской эпохи. Интерес к его творчеству возрос в последние годы. Его произведения находятся во многих частных собраниях России и за рубежом, выставляются на аукционах. Он учился в Тбилисской академии художеств и МГХИ им. В.И. Сурикова. Писал портреты руководителей партии и правительства. Но его настоящая художественная жизнь – это цветовые симфонии, с применением смешанной техники и использованием сложной символики. Тем интересней и поучительней была задача ребят, реставрировавших его картины.

На выставке представлены эти и другие объекты реставрации мастерских Колледжа. За месяц работ выставки в ее залах будут проходить мастер-классы специалистов-реставраторов ГосНИИР.

Открытие состоится 2 марта 2017 года в 16 часов в выставочном зале ГосНИИР в Доме Палибина

(ул. Бурденко, 23)

Информация о выставке публикуется на сайте ГосНИИР http://www.gosniir.ru и на странице Института в Facebook

Автор проекта: Ю. И. Остертаг

Куратор выставки: Н.В.Зайцева, ведущий специалист по организации выставочной деятельности ГосНИИР. Контактный телефон: 8-903-662-93-46

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати